Это обеспечивает не только экономию средств за счет использования
электроэнергии взамен более дорогого топлива, но и имеет огромное
значение для сохранения окружающей среды. Впрочем, процесс
электрификации сопряжен для «железки» с рядом проблем инфраструктурного,
технического и финансового характера.
«Электрификация железных
дорог Украины для национальной экономики означает уменьшение
логистических издержек предприятий за счет повышения экономической
эффективности грузовых перевозок и обеспечения стабильности структуры
расходов, – считает руководитель экспертной группы «Менеджмент
Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин. – В целом, с учетом всех
технико-экономических факторов, себестоимость перевозок электротягой на
сегодня на 55-60 % ниже, чем тепловозом. Тем не менее, несмотря на всю
перспективность и экономическую обоснованность таких проектов,
существует ряд проблем при их реализации».
Прежде всего,
унаследовав от СССР достаточно развитую систему электрифицированных
железных дорог, УЗ получила и ее главную инфраструктурную проблему. Речь
идет об одновременной эксплуатации электрифицированных участков двух
типов – на переменном и постоянном токе в соотношении 50:50. Из-за
большей эффективности сетей с переменным током, в настоящее время все
новые электрифицированные участки создаются именно с использованием этой
технологии. Тем не менее, постоянный ток в Украине все же используется.
«С применением одновременно двух типов электрических сетей связана
потребность в локомотивном парке, который может работать как на
переменном, так и на постоянном токе. Сложная структура
электрифицированных участков требует и наличия в эксплуатации
современных двухсистемных грузовых и пассажирских электровозов», –
подчеркивает эксперт. Парка данной техники сегодня явно недостаточно, а
используемые грузовые электровозы ВЛ82м (около 50 единиц) устарели. К
тому же, их удельный расход энергии в 1,5 раза больше, чем у
электровозов ВЛ80, ВЛ8 или ВЛ10. Состояние всего парка
магистральных электровозов также неудовлетворительно. Износ грузовых
составляет 90%, пассажирских – на 88%. Существующий парк с трудом
справляется с возрастающими объемами перевозок. Самое критическое
положение сложилось по электровозам постоянного тока. Так, в период с
2010 по 2015 годы должно быть списано около 500 единиц, что составляет
почти 70% всего парка локомотивов данного вида. Напомним, что на этот же
период приходится пик работ по электрификации железных дорог Украины, а
значит, ежегодная потребность в пассажирских и грузовых электровозах
достигает 300 единиц. Поэтому, наряду с непосредственной
электрификацией железнодорожникам предстоит позаботиться и о поиске
поставщиков современного тягового подвижного состава.
В этом
направлении у «Укрзалізниці» уже есть определённые достижения. В 2010
году монополия заключила договор с корейской Hyundai о поставке 10
электропоездов. Согласно договору, к Евро-2012, по Украине будут
колесить 6 новых межрегиональных электропоездов, а к концу года
проведения чемпионата – еще как минимум 4. Кроме южнокорейских поездов
Hyundai, в дополнение к ним «Укрзалізниця» договорилась с компанией CKD
Vagonka о поставке двух составов Skoda, стоимостью почти 40 млн евро ко
второму кварталу 2012 года. Помимо скоростных поездов, «Укрзалізниця»
пополняет парк обычного подвижного состава. Так, в 2010 году в
локомотивных хозяйствах железных дорог Приднепровской железной дорогой
приобретено 3 электровоза постоянного тока ВЛ11М/6, Одесской железной
дорогой – 3 электровоза переменного тока 2ЕЛ5 и Донецкой железной
дорогой – 1 электровоз постоянного тока 2ЕЛ4.
К сожалению,
отечественные производители пока не могут предложить двухсистемные
межрегиональные электропоезда, способные работать как на постоянном, так
и на переменном токе. Пожалуй, среди немногих достижений отечественных
электровозостроителей можно отметить выпуск днепропетровским НПО
«Электровозостроение» электровоза переменного тока ДС3. В свою очередь,
другой флагман отрасли «Лугансктепловоз» производит локомотивы
переменного тока 2ЭЛ5 и электровозы постоянного тока 2ЭЛ4. На этом
список предложений заканчивается. Итогом всех
усилий украинских производителей стал 41 электровоз – именно столько
единиц техники приобрела у национального производителя «Укрзалізниця» за
все годы независимости: 40 электровозов ДЭ1 и 1 2ЭЛ4.
Помимо
всего вышесказанного, нельзя забывать и о нелегком финансовом положении
УЗ. Так как собственные средства УЗ не позволяют сегодня реализовывать
масштабные проекты, железная дорога активно занимается привлечением
кредитных ресурсов коммерческих банков и международных финансовых
организаций. К примеру, на проект повышения пропускной способности
железнодорожного направления Знаменка-Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой
УЗ намерена занять у Мирового Банка 500 млн долл.
Издание: MCG
|