Между "Укрзализныцей" (УЗ) и "Трансмашхолдингом" возникли разногласия в
вопросе выполнения заказа на поставку электровозов на сумму $1 млрд,
пишет КоммерсантЪ-Украина.
Администрация железных дорог Украины недовольна степенью локализации
производства, а "Трансмашхолдинг" не спешит заключать контракт без
получения финансовых гарантий. Противоречия настолько серьезны, что
заказчик уже начал переговоры с альтернативным поставщиком.
В "Укрзализныце" сообщили о начале переговоров с российской группой
"Синара" о покупке грузовых электровозов постоянного тока. Речь идет о
продукции Уральського завода железнодорожного машиностроения - моделях
2ЭС6 и 2ЭС10. "При их строительстве используется много украинских
комплектующих",- подчеркнул первый заместитель главы УЗ Николай
Сергиенко.
"Синара" может заменить российский "Трансмашхолдинг" (владеет
"Лугансктепловозом") в качестве поставщика электровозов для УЗ,
рассказал источник "Ъ" в администрации. "Укрзализныця" уже долгое время
не может достичь договоренности с ТМХ о заключении крупнейшего за все
время контракта. В июле стороны подписали меморандум о поставке 292
магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭЛ4 в 2012-2016
годах. Заказ оценивается в $1 млрд. "Подписание договора зависло. Мы
вынуждены начать переговоры с "Синарой", а также с китайским
производителем электровозов SS4",- объясняет собеседник "Ъ".
В пресс-службе УЗ утверждают, что ТМХ пытается "уйти от базовых
условий меморандума". ""Трансмашхолдинг" повышает цену на 8% и стремится
включить в договор пункт о закупке комплектующих у российского
Новочеркасского завода. А нам нужна максимальная локализация
производства, чтобы не зависеть от другого государства в вопросах
ремонта",- заявляют в пресс-службе. В УЗ добавляют, что сейчас ТМХ может
обеспечить только 10% локализации, тогда как "Синара" - 40%. "А
китайский производитель готов не только учитывать наши технические
пожелания, но и предложить финансирование поставок",- отметил источник
"Ъ" в УЗ.
В "Трансмашхолдинге" возражают, что вопрос локализации производства в
переговорах с УЗ является второстепенным. "В контракте это вообще не
оговаривается. Нас интересует гарантия исполнения контракта со стороны
УЗ. Пока ее нет",- объяснил первый заместитель гендиректора ТМХ Анатолий
Мещеряков. По его словам, российской компании необходим аванс либо
банковская гарантия, подтверждающая платежеспособность заказчика: "Так
мы работаем с РЖД и другими заказчиками, это обычная практика в бизнесе.
Не имея гарантий, "замораживать" свои средства в строительство крупной
партии электровозов мы не можем".
В "Укрзализныце" говорят, что оплачивают заказ только по факту
поставок. "Мы не даем авансов, аналогичный контракт с грузинским
"Электровозостроителем" предполагает оплату в течение 10 дней после
поставки. Мы не можем привлекать финансирование до подписания контракта,
так как это происходит по процедуре государственного тендера",-
отметили в УЗ.
Старший аналитик ИФК "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко предполагает,
что на УЗ давят сверху, поскольку правительство проводит политику
импортозамещения. "Но и ТМХ не может сразу увеличить локализацию - нужны
время и средства, а чтобы их вкладывать, в ТМХ должны быть уверены в
заказчике",- объясняет господин Андрейченко. Он добавляет, что у УЗ нет
финансовой истории стабильного заказчика - монополия практически не
обновляла парк. "Был случай, когда УЗ расплатилась с Крюковским
вагоностроительным заводом за пассажирские вагоны через два года после
того, как они были построены",- напоминает Алексей Андрейченко.
|